Схема для проверки ШД | Все своими руками






Контроллер для проверки шагового двигателя

Рубрика: Двигатели

Блок управления шаговым двигателем

      Доброго здоровья всем. За последние годы у меня скопилась куча шаговых двигателей, да все руки до них не доходили, а ведь шаговик штука очень интересная и нужная. Да, еще в Интернете прочитал, что много нашего брата мучаются с запуском таких двигунов, вот и решил сделать контроллер для проверки наиболее часто встречающихся шаговых двигателей.

     Шаговые двигатели достаточно распространены в устройствах, в которых необходимо добиться точного перемещения механизмов. Существует очень много типов шаговых двигателей, но самыми простыми в плане управления являются 2-х фазные униполярные двигатели. Этот тип двигателей имеет две независимые (см. Рис.1)обмотки с выводами от середины. Их можно встретить в таких аппаратах, как принтер, копир, дисковод и т.д.

Схема шагового двигателя, ris1

Схема управления шаговым двигателем.

     Схема управления шаговым двигателем представлена на рисунке 2.
Схема управления шаговым двигателем, shema
Сперва хотел разработать схему на жесткой логике, но когда определился с функциями, которые она должна выполнять, пришло твердое решение использовать для этих целей микроконтроллер. И так, что можно определить с помощью данного блока управления.

1. Можно определить количество шагов.
2. Определить один из двух алгоритмов работы двигателя.
3. Опробовать работу двигателя в полушаговом режиме.
4. Можно опробовать работу в полношаговом режиме.
Еще раз повторюсь, что разновидностей шаговиков много и не для всех подойдет данный контроллер.

Программы управления шаговыми двигателями

     Программа управления состоит из пяти подпрограмм, которые переключаются кнопкой BS3 – «Выбор программ». Номер выбранной подпрограммы отображается тремя светодиодами в двоичной системе счисления. При первом включении должен засветиться светодиод HL1, индицирующий о том, что включена первая подпрограмма работы шагового двигателя в полушаговом режиме. Запуск двигателя осуществляется кнопками «Право» и «Лево». Право – двигатель должен крутиться по часовой стрелке, лево – против часовой, но направление вращения зависит еще и от того, как вы скоммутируете обмотки двигателя. Возможно, придется эксперементировать. На скриншоте 1 (передняя панель виртуального осциллографа программы Proteus) можно наблюдать импульсную последовательность и коды полушагов работы двигателя. Некоторые из шаговиков по этому алгоритму у меня не работали.

Алгоритм управления шаговым двигателем, screenshot-1

Полношаговый алгоритм работы шагового двигателя

     Подпрограмма №2 – светится второй светодиод. В этой подпрограмме двигатель будет работать по полношаговому алгоритму, показанному на скрине 2.
Импульсное управление шаговым двигателем, screenshot-2
     Подпрограмма №3 – светятся первый и второй светодиоды. В этой подпрограмме двигатель будет работать по полношаговому алгоритму, показанному на скрине 3.
screenshot-3

Количество шагов шагового двигателя.

     Подпрограмма №4 – светится третий светодиод. Данная подпрограмма обеспечивает один шаг двигателя при каждом нажатии на кнопку «Право». Кнопка «Лево» в данном случае не задействована. Короче говоря, нажимая каждый раз на кнопку, можно сосчитать количество шагов за один оборот проверяемого двигателя. Алгоритм работы двигателя в данной подпрограмме соответствует алгоритму на скрине 2.

     Подпрограмма №5 – светятся первый и третий светодиоды. В этой подпрограмме творится тоже самое, только алгоритм работы двигателя в данной подпрограмме соответствует алгоритму на скрине 3.

     Общий вид платы — на фото.
Плата управления шаговым двигателем, vid

Файл прошивки, схему и рисунок печатной платы можно скачать здесь. Успехов всем. До свидания. К.В.Ю. Контроллер для проверки ШД (2160 Загрузок )

Просмотров:27 723
11 комментариев




11 комментариев к “Контроллер для проверки шагового двигателя”

  • Tuz
    10 декабря, 2014, 22:10

    Хорошее описание. И тестер неплохой получился.

  • Владимир
    16 августа, 2015, 22:01

    Добрый вечер Всем.Не знаю кто автор этого девайса,хотел поблагодарить.Есть вопрос,можно ли место кт829 поставить полевые транзисторы IRF630в и какие при этом еще будут изменения в схеме.

  • admin
    17 августа, 2015, 12:17

    Можно. Схема остается прежней.

  • Владимир
    19 мая, 2016, 12:40

    Доброго Вам дня Валерий Юрьевич. Есть еще несколько вопросов. У меня транзисторы IRF630 в пластмассовом корпусе,я хочу их поставить на общий радиатор чтобы меньше грелись. С такими транзисторами не приходилось еще работать,поэтому спрашиваю не замкнут ли коллектора при работе. И еще вместо указанных диодах,можно ли их заменить на 1n4007.

  • Владимир
    19 мая, 2016, 20:06

    Валерий Юрьевич,на поставленный мною вопрос можете не отвечать.Только что закончил и проверил Ваш девайс,работает отлично.Единственное что он работает с пятью выводными двигателями,то есть с унепулярными двигателями.А с биполярными пока запустить не смог.Скажите эта схема может работать с биполярными,или не стоит возиться.Очень хотелось бы запустить их.

  • admin
    20 мая, 2016, 16:48

    Привет, Владимир. Все транзисторы надо поставить через слюдяные прокладки, чтобы исключить замыкание стоков полевых транзисторов. Диоды можно поставить эти.

  • admin
    20 мая, 2016, 16:49

    Не стоит возиться!

  • Александр
    12 ноября, 2018, 23:32

    А можно исходники у вас попросить?

  • admin
    16 ноября, 2018, 15:32

    Привет, Александр, отослал на почту.

  • Анатолий
    9 ноября, 2019, 1:17

    Здравствуйте ! А плавно менять обороты ШД как в этом девайсе ?

  • admin
    16 ноября, 2019, 22:03

    Привет, Анатолий. В этой схеме нет опции изменения скорости вращения. Это схема просто для проверки ШД.

Оставить комментарий