Зарядное для автоаккумуляторов | Все своими руками






Зарядное для аккумуляторов автомобиля

Рубрика: Зарядные

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов.

     Здравствуйте дорогие читатели. Хочу предложить схему зарядного устройства со стабилизацией тока. При разработке схемы предполагалось, что данное устройство будет оставляться в рабочем состоянии без присмотра.

      Схема устройства представлена на рисунке 1. Вообще зарядное состоит из двух частей, стабилизатора напряжения и стабилизатора тока. Стабилизатор напряжения был описан в статье «Блок питания для автомагнитолы 12в », только он собран на транзисторах другой структуры. Из этой статьи можно взять и рисунок печатной платы для данного стабилизатора. Схема стабилизатора напряжения содержит всего два транзистора разной структуры, такая схема обладает триггерным эффектом, при котором при превышении тока нагрузки определенной величины, регулирующий транзистор VT2, резко закрывается, это обеспечивает защиту от коротких замыканий.

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, shema

     Выходное напряжение стабилизатора (рис.1) равно 10… 15В. Значение этого напряжения устанавливается с помощью резистора R11. Опорное напряжение стабилитрона определяет минимальный уровень выходного напряжения. При указанных номиналах резисторов и напряжении стабилизации стабилитрона 8,2 В, блок питания имеет следующие параметры:
Выходное напряжение…………………… 10… 15В
Ток срабатывания защиты………………... 5А
Ток короткого замыкания………………...0,038А
Коэффициент стабилизации схемы определяется усилительными свойствами транзистора VT1. Максимальный ток стабилизации определяется регулирующим транзистором VT2 и ограничен мощностью, рассеиваемой транзистором VT2.
     Уровень тока защиты регулируется величиной резистора R9. В качестве выпрямительных диодов можно применить любые диоды с максимальным прямым током в 10А – КД213А; КД201А,Б,В,Г; Д214А. Так как у диодов катод соединен с его корпусом, то их можно установить на одном радиаторе. Так же на радиаторы необходимо установить и регулирующие транзисторы VT2 и VT3. Приблизительно определить необходимую площадь радиаторов можно по диаграмме, которую можно посмотреть в статье «Расчет радиаторов». В качестве R11 можно применить любой резистор переменного сопротивления. Но лучше многооборотный.

За стабилизатором напряжения следует стабилизатор тока, собранный на транзисторе VT2 и микросхеме DA2.1 — LM358N. Необходимый уровень тока стабилизации устанавливается переменным резистором R13. Датчиком тока является резистор R17. Данный стабилизатор тоже был описан ранее в статье «Зарядное устройство с токовой стабилизацией». Правда, в качестве регулирующего транзистора применен аналог транзистора КТ827, собранный на транзисторах КТ819 и КТ815. Применение регулирующего транзистора в минусовом проводе позволяет не изолировать радиатор этого транзистора от корпуса, или использовать в качестве радиатора сам корпус зарядного устройства, если он металлический конечно.
     На втором операционном усилителе микросхемы DA2 собран компаратор блока защиты зарядного устройства от превышения температуры. В качестве датчика температуры используется терморезистор с отрицательным ТКС. В принципе, при возникновении внештатной ситуации вся дополнительная нагрузка ляжет на трансформатор, что приведет к повышению его температуры. Поэтому имеет смысл терморезистор через термопасту прикрепить именно к нему.
     Работает эта схема следующим образом. В нормальных условиях, когда температура не превышает предельно допустимую, напряжение на неинвертирующем входе ОУ (вывод 5) больше, выставленного резистором R4, напряжения на инвертирующем входе (вывод 6). В такой ситуации на выходе DA2.2 будет присутствовать напряжение близкое к напряжению питания данного усилителя и светодиод оптотиристора ТО125 — 12,5 светиться не будет. Тиристор будет закрыт. При увеличении температуры величина сопротивления терморезистора RT, начнет уменьшаться, уменьшаться начнет и величина напряжения на неинвертирующем входе операционного усилителя DA2.2 (вывод 5). Как только величина этого напряжения будет меньше напряжения на выводе 6, на выходе этого ОУ напряжение уменьшится практически до нуля. Засветится светодиод оптотиристора, сам тиристор откроется — произойдет планируемое короткое замыкание. Предохранитель сгорит, это приведет к гарантированному отключению всего устройства от первичной сети переменного тока, а это в определенных случаях дорогого стоит. Лучше предохранитель новый купить, чем потом расплачиваться за содеянное. Резистор R2 — резистор положительной обратной связи. За счет его исключается «дребезг» переключения компаратора и возникает необходимый гистерезис между напряжением включения и выключения термореле.
     Настройка зарядного устройства заключается в следующем. Берете ваш аккумулятор и заряжаете его по всем правилам. Зарядка должна быть полной, контроль только по плотности электролита с помощью ареометра. После этого замеряете напряжение на его клеммах и такое же напряжение устанавливаете на выходе стабилизатора резистором R11. Напряжение выставляется с точностью до десятых долей вольта. Поэтому для этой цели лучше использовать мультиметр. Добавочный резистор, т.е. его номинал зависит от сопротивления измерительной головки, которую вы найдете. Формулу для расчета добавочного сопротивления можно посмотреть в статье «Как рассчитать шунт и добавочное сопротивление» . И так напряжение выставили, теперь резистором R13 устанавливает необходимый зарядный ток, величину которого контролируем тем же мультиметром. В принципе, встраивать вольтметр и амперметр в устройство нет необходимости. Просто в процессе регулировки выставляете необходимые параметры заряда для именно вашего аккумулятора (одинаковых аккумуляторов не бывает) и все. Все! Подключайте аккумулятор. В первый момент, если он сильно разряжен, ток будет ограничиваться, выставленным вами уровнем, по мере заряда ток будет уменьшаться. После того, как напряжение на клеммах достигнет напряжения полностью заряженного аккумулятора, ток будет совсем не большим. В таком состоянии аккумулятор может находиться сколь угодно долго. Это зарядка аккумулятора по контролю напряжения. Успехов. К.В.Ю.

Скачать статью


Просмотров:15 436
16 комментариев




Метки:

16 комментариев к “Зарядное для аккумуляторов автомобиля”

  • Андрей
    2 ноября, 2016, 21:28

    Здравствуйте.

    В меня вопросы по некоторым элементам в схеме. Если я правильно понял с описания к схеме, то переменный резистор R11 регулирует напряжение на выходе зарядного устройства, а R13 ток на выходе?

    Для питания схемы нужно двух полярное напряжение?

    Если есть отдельная регулировка напряжения и тока, то эта схема подходит для зарядки герметичных необслуживаемых свинцовых 12 вольтовых аккумуляторов автомобиля, где при заряде напряжение зарядного устройства должно не превышаться 14 Вольт, и регулировка тока — чтобы аккумулятор не нагревался и не закипал?

  • admin
    5 ноября, 2016, 15:17

    Привет, Андрей. Питание однополярное, просто применена схема двухпериодного выпрямителя со средней точкой вторичной обмотки. Можно взять одну обмотку и выпрямительный мост. В остальном ты везде правильно рассудил.

  • Андрей
    8 ноября, 2016, 18:13

    Вот после сборки в меня появились еще вопросы.

    Конденсатор С1 на схеме вроде не той полярностью стоит. В каких диапазонах должно регулируется напряжение резистором R11 ? Что-то у меня от 10.2 вольт до 13 вольт, выход с диодного моста 16 вольт.

    Можно заменить КТ825А на TIP36C ?

  • admin
    11 ноября, 2016, 17:09

    Привет, Андрей. Спасибо за внимательность. Конечно с конденсатором косяк. Сейчас исправлю. А нужный тебе диапазон регулировки напряжения можно подрегулировать резистором R12. С транзистором TIP36C не знаком, но если он близок по параметрам, можно конечно попробовать. Чем больше собственных экспериментов, тем больше собственных знаний.

  • Valerii
    7 января, 2017, 21:46

    Проверь в схеме включение транзистора VT1 KT3102.

    E и K поменять местами...

  • admin
    7 января, 2017, 22:28

    Спасибо, Валерий. Виноват, исправился.

  • Valerii
    8 января, 2017, 20:21

    «Спасибо, Валерий. Виноват, исправился.»

    В схеме нарисованной на сайте ничего не поменялось...

    Новички или не знакомые с правильной работой элементов електроники могут получить неработающую схему «Зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов.»

    Для всех, желающих повторить эту схему, советую поменять в схеме подключение транзистора VT1 KT3102. Эмиттер и Коллектор поменять местами, т.е. Коллектор транзистора VT1 KT3102 подключить к базе VT2.

    Для справок — www.qrx.narod.ru/bp/stab.htm

    Всем удачи!!!

  • admin
    8 января, 2017, 23:16

    Все исправлено. Попробуй еще раз. Возможно страница выводится пока из кэша.

  • Valerii
    8 января, 2017, 23:43

    Да, прошу прощения...

    Очистил кеш и перегрузил камп и все показывает правильно.

    Спасибо! Почемуто сразу об этом не подумал.

    Теперь об сайте.

    Мне нравится, что все разделено по категориям и поисковик по сайту работает корректно. На других сайтах с этим бывают проблемы (ссылки, как правило, устаревают при некоректных изменениях).

    Пожелания: Побольше практически проверенных автором схем с фото. Желательно пошаговое объяснение каждого шага, как для «чайников».

    Мне 56 лет, и сейчас переодически обучаю внука электроники и программирования промышленных контроллеров... Не на все хватает времени, — ну а такие сайты в помощь.

    Для внука будет, как домашнее задание.

    Еще раз желаю удачи!

  • admin
    9 января, 2017, 12:05

    Я, бы рад, но на сайте в сутки бывает почти полторы тысячи посетителей и у многих свои пожелания по разным позициям. Я просто физически не могу выполнить все пожелания. Да и на пенсию много деталей не купишь для всех конструкций. Ну и времени у меня ни чуть не больше, чем у тебя. Живу в деревне.

  • МАРАТ
    17 мая, 2017, 0:17

    МНЕ НРАВИТСЯ СХЕМА...АВТОР МОЛОДЕЦ ЧУВСТВАЕТСЯ СОВЕТСКАЯ ШКОЛА РАДИОЛЮБИТЕЛЬСТВА...НО ВОТ ВОПРОС КАК СДЕЛАТЬ ТАК ЧТОБЫ Я МОГ ПРИМЕНИТЬ ДРУГИЕ ТРАНСЫ---У МЕНЯ В НАЛИЧИЕ ТН44...ТПП255...ТН36 И ВСЕ ПО ОДНОМУ...БЫЛО БЫ ПО ДВА ОДИНАКОВЫХ МОЖНО БЫЛО ИХ ПАРАЛЛЕЛИТЬ А ТАК ОНИ РАЗНЫЕ МОЖЕТ ЧТО ПО СОВЕТУЕТЕ КАК БЫТЬ

  • МАРАТ
    17 мая, 2017, 0:33

    Я ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ДУМАЮ НА НОЧЬ ГЛЯДЯ ТО РЕЗИСТОРЫ R17 И R18 МОЖНО УДАЛИТЬ ЕСЛИ СТАВИТЬ КИТАЙСКИЙ A-V 100V-10A ТАК КАК ТАМ ШУНТ УЖЕ ЕСТЬ...ПРАВ Я ИЛИ НЕТ...МНЕ КАЖЕТСЯ ЧТО НУЖНО УДАЛИТЬ ИХ

  • admin
    18 мая, 2017, 13:09

    Привет, Марат. Все вопросы задавать на форуме. Там возможностей больше. В комментариях только на пальцах можно объяснять. Схему и ту не покажешь. Регистрируйся на форуме, создавай тему и вперед на мамонта.

  • МАРАТ
    20 мая, 2017, 19:48

    Спасибо что ответили...все понятно...я просто сыну в гараж собрал на днях регулируемый БП 1.5в-16в-2.4а на LD1084V с китайским а-v метром-габариты корпуса от бп пк не позволили мощней транс поставить но ему хватит в гараж и вот тогда увидел вашу схему и подумал ее туда воткнуть попробовать а насчет тока я и сам понимаю что мало c моими трансами ...буду собирать проверенную на бп iso-450pp я уже племянникам собирал теперь вот сыну надо собрать а между прочим ваш рег.тока на lm358 правильно собран .я собирал похожий но с одной лажей в схеме намучился да и не только я в свое время пока люди сами не нашли ошибку...этот автор часто выкладывает схемы интересные но я заметил что в всех его разработках всегда присутствует не значительная ошибка и так я начал подозревать что он это делает всегда намеренно потому что он профи в электронике ...хоть и молод но с головой а делает он это для сбора заходов на его многочисленные сайты за советами и так он собирает многочисленные лайки а потом бабки с модераторов приходят...ЕЩЕ РАЗ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЧТО ОТВЕТИЛИ ...УДАЧИ ВАМ 

  • Владимир
    31 января, 2019, 1:00

    Здравствуйте.Вопрос по стабилизатору тока.Какие изменения надо внести в схему,чтобы ток регулировался от одного ампера и до 5-6ампер. Спасибо.

  • admin
    31 января, 2019, 14:10

    Привет, Владимир. Минимальный ток устанавливается резистором R15, максимальный — R14.

Оставить комментарий