Коллекторный двигатель постоянного тока Д-5ТР • Все своими руками






Коллекторный двигатель постоянного тока Д-5ТР

Рубрика: Двигатели

Двигатель Д-5ТР, схема включения.

     Сейчас на барахолке, да и через Интернет можно приобрести двигатели типа Д-5тр. Этот двигатель относится к классу исполнительных, т.е. рассчитанных на большие кратковременные нагрузки. Раньше они находили применение в специальной аппаратуре радиосвязи для коммутации диапазонов. Поэтому приобрести их можно прямо с редукторами и видов редукторов, в состав которых входят эти двигатели много.

     Внешний вид двух изделий с использованием двигателей Д-5тр, показаны на фото. Сам двигатель имеет три вывода подключения.

Редуктор с двигателем Д-5ТР

Редуктор с двигателем Д-5ТР

     Схема включения двигателя показана на рисунке 1. В этом случае в работе двигателя участвует центробежный регулятор скорости вращения вала. Коммутация происходит в цепи коллекторных обмоток.

Схема включения двигателя Д-5ТР

Схема включения двигателя Д-5ТР

     При подаче напряжения на указанные клеммы одновременно с началом работы самого двигателя, срабатывает и электромуфта, выключая тормоз. Вид катушки электромуфты 5 и место ее расположения показано на фото 2. На фото 1 показано отверстие в передней части двигателя для выводов этой катушки. Если вам не нужен тормоз, то его можно из устройства удалить. Для этого освобождают переднюю часть вала двигателя, разштифтовав и, удалив все прикрепленные к нему детали, перекусывают два вывода катушки электромуфты со стороны коллекторных щеток.

При подключении двигателя по схеме, показанной на рисунке 2, он тоже будет вращаться, но с неприятными призвуками. Дело в том, что центробежный механизм, в этом случае, будет коммутировать не только статорные обмотки, но и катушку электротормоза. Такое включение не правильное. На рисунке 3 показана схема включения с выключенным центробежным механизмом. По всей вероятности этот режим был тоже необходим для того, что бы уменьшить время переключения диапазонов, например, с первого, сразу на последний.
     На схемах между выводами статорных обмоток 2 и 3 показана часть витков, но на самом деле этого может и не быть. Возможно, что это просто два вывода из одной точки статорной обмотки. У меня нет приборов, что бы определить, существует ли, что либо, между этими выводами. Я первый раз столкнулся с этими двигателями еще сорок лет назад. Тогда и приобрел дрель на его основе, она работает у меня до сих пор. Внешний вид, которой можно посмотреть в статье «Самодельные корпуса для радиоаппаратуры» фото 6. В этой дрели для работы двигателя, использовались два длинных вывода статорных обмоток, а третий, короткий, который шел на коллекторную щетку был обкушен.

Статорные обмотки и катушка муфты тормоза двигателя Д-5ТР

Статорные обмотки и катушка муфты тормоза двигателя Д-5ТР

     На фото 1 показаны длинные выводы статорных обмоток 1 и 3, и виден уже обкусанный мной короткий вывод 2. Если вы будете переделывать такой двигатель под свои нужды, то поступайте так же. Все работает отлично.

vid

     На фото 3 и 4 показан «голый» двигатель. Коллекторные вывода обозначены цифрой 1, а выводы статорной обмотки — цифрой 2. Да, для того чтобы вытащить якорь двигателя, без проблем, надо отвернуть два винта 3, фото 3, с одной и с другой стороны двигателя. Отсоединить выводы коллекторных щеток и вынуть их. Не сильными ударами по переднему концу вала выбиваем якорь вместе с задним фланцем. С внутренней стороны фланца есть два винта, которые крепят щеткодержатель центробежного механизма регулятора скорости вращения. Если он не нужен, то заменяем щеткодержатель двумя гайками 1 на фото 5 на 3мм с обычными шайбами и шайбами гровера, т.к. родные гайки находятся в теле держателя. Длину двигателя можно уменьшить, сточив выступы (фото 2 и 4)полости, где устанавливается катушка муфты тормоза.

Датчик импульсов. минидрель, drel

     Вид двигателя со сточенными выступами показан на фото 6.
     Двигатель, используемый в редукторе 1 имеет удлиненный задний конец вала 2 фото 5. Его диаметр равен 3,8 мм. На фото 5 показан еще магнит от регулятора линейности строк старых телевизоров, так вот, он имеет квадратное отверстие, примерно 3,2 мм. Если вал немного сточить напильником, то этот магнит очень аккуратно одевается и закрепляется гайкой на нем. Теперь, если к этому магниту поднести и закрепить магнитоуправляемую микросхему — МУМС, то получаем отличный датчик импульсов. А эти импульсы можно использовать для уже электронной регулировки скорости вращения вала, для остановки двигателя в нужный момент, если сосчитать количество импульсов, сделать мини дрель с автоматической регулировкой мощности на валу двигателя и т.д. и т.п. В качестве МУМС прекрасно подходят микросхемы, которые используются в двигателях вентиляторов от компьютеров. Прочитать про них можно у меня на сайте в статье «Магнитоуправляемые микросхемы». Я пробовал крепить магнит таким образом и разгонял двигатель до 9000 оборотов в минуту — импульсы были изумительными. Для получения больших оборотов обмотки якоря и статора подключал последовательно и давал двигателю нагрузку, иначе движок уходит в разнос. Включение двигателей без нагрузки с последовательной схемой включения обмоток запрещено. Вот и все. Дерзайте, успехов. К.В.Ю.

Скачать статью


Просмотров:10 085
2 комментария




2 комментария к “Коллекторный двигатель постоянного тока Д-5ТР”

  • михаил
    16 сентября, 2016, 20:26

    Ищу двигатель Д-5тр поиск в инете не дал ничего...

    Где такой жно купить?

  • admin
    16 сентября, 2016, 21:14

    Привет, Михаил. У нас с редуктором на барахолке 1000р.

Оставить комментарий